«11» мая 2019 года в городе Санкт-Петербурге участниками народной (гражданской дипломатии) со стороны России, Украины и Беларуси было принято решение создать общий информационный ресурс «Российско-Украинский-Белорусский Союз» для сохранения интеграционных тенденций между народами и государствами России, Украины и Беларуси. Была обсуждена и принята декларация Российско-Украинского-Белорусского Союза. Организацией-координатором  гражданской дипломатической миссии Союза выступил Социологический институт.

Подводя итоги работы народных (гражданских) дипломатов, выступавших за сохранение и развитие интеграционных, союзнических тенденций между Россией, Украиной и Беларусью, эксперты Социологического института пришли к выводу, что такие тенденции ослабли, и не представляют собой значимой гражданской и экономической инициативы. 

Культура государственного управления и приоритетов власти, наука, экономика, финансы, образование, право, военное дело России, Украины и Беларуси реализуют разные вектора своего развития, и не пребывают в дискурсивно-оценочном процессе. В этой связи констатируется факт ухода в прошлое исторической тенденции союза России, Украины и Беларуси. Это суверенные государства со своими независимыми политическими и экономическими интересами, которые не могут найти своего согласования на протяжении многих десятилетий, будут пребывать в рамках стандартных процедур международного взаимодействия. Эксперты Социологического института полагают, что союз между Россией, Украиной и Беларусью не состоялся по разным объективным и субъективным причинам. 

К объективным причинам несостоятельности союза относится отсутствие научной, технологической и идеологической базы союза. Россия, Украина и Беларусь относятся к государствам идеократического типа, иерархические структуры которого традиционно использовали идею (до 1917 года имперскую, православную, с 1917 года коммунистическую, интернациональную). С 1990 года консолидирующие идеи и их иерархии были разрушены (ликвидация КПСС и КГБ СССР).

Верх взяли идеи национальной самоидентификации в Украине и Беларуси. В России осуществили попытку православие сделать государственной идеей. Однако она не состоялась, поскольку  на протяжении десятилетий в России продолжается экономическая деградация и православные иерархические структуры сами были вовлечены в освящение бандитов, коррупционеров, да и просто серийных мошенников и социопатов, которые в угоду своей корысти и личной безопасности стремительно обогащались и превращались в миллионеров и миллиардеров, затем вывозили свои капиталы за рубеж и лишали российскую экономику необходимых ей финансовых ресурсов для оздоровления и роста.

Учитывая разно-направленный национальный интерес России, Украины и Беларуси, в качестве научной, технологической и идеологической базы можно было бы использовать идеологию-технологию нравственности и дискурсивно-оценочный метод, разработанные институтами Академии экосоциальных технологий (см. сайт Института нравственности).  Материалы и предложения по созданию научной, технологической и идеологической базы передавались в 2011, 2012 годах руководству России, Украины, Белоруссии. Однако, видимо, бюрократические особенности принятия решений, или происки врагов такого союза, лишили союзный процесс научной, технологической и идеологической основы.

Использование экономической базы для союзного процесса и государства оказалось несостоятельным, так как экономическая идея направлена на удовлетворение биологических потребностей (питание, размножение, доминирование). Социальные отношения, базирующиеся на такой биологической платформе, крайне подвижны, непостоянны, изменчивы, противоречивы. Тут и войны, и предательства, и невыполнение договоренностей, и обман и захват ресурсов соседа или  побуждение к покупкам своего сырья или услуги по завышенным ценам.

Стабилизировать и корректировать биологическую платформу можно идеологической иерархией. Пример наблюдается в Китае. Коммунистическая партия как иерархическая структура там была сохранена, и ее идеология использована для социально-экономического роста страны и благосостояния китайского народа. 

Таким образом, союзный процесс между Россией, Украиной и Беларусью был фактически остановлен (мы намеренно игнорируем информационные конструкты пропаганды, которая умело маскирует и прикрывает промахи ответственных руководителей этого процесса). Экономическая база союза не состоялась без научной, технологической и идеологической составляющих.

К субъективным причинам остановки союзного процесса относятся противоречия в частных экономических интересах властных групп в России, Украине и Белоруссии.  Противоречия касаются не только экономики, но и эмоций. Некоторые лидеры вызывают друг у друга, а также у населения своих стран  разные чувства. Один нравится, другой надоел, или надоели оба. Тут  вся надежда на третьего, которому намеренно не дают расстаться с маской потешителя (клоуна), а не правителя. Это ведет, в том числе, к серьезным и вооруженным конфликтам, противостоянию. 

Европейский процесс начинается, по мнению разных ученых, с XII века. Европа распалась на мелкие обособленные государства и королевства, которые на протяжении столетий учились строить друг с другом диалог, объединяться против общего врага (кочевых империй) и развиваться с помощью науки (в первую очередь военной науки) и технологий (в первую очередь, военных технологий и технологий двойного назначения). Для СССР интеграционный путь обеспечивался за счет построения идеократического государства (использующего идеологию, которую разделяют все народы, входящие  в такое государство). После развала СССР, разгрома идеократических структур экономический рост стал отрицательным для населения, и положительным для узкой группы властных лиц. В этой связи о союзном процессе говорить просто некорректно.

Объединение России, Украины и Белоруссии было бы возможно, если руководящие группы этих государств стали назначить на публичные властные должности нравственных людей, способных служить своим народам.

К сожалению, наши исследования показали, что основной идеей хождения во власть стала идея личного обогащения. Государственная служба стала рассматриваться как бизнес, способ зарабатывания больших денег. Служителей народа из власти исключили. А ведь именно государственное служение своему народу обладает объединительным потенциалом. 

Из схемы «власть – деньги» для организации союза нужно было исключить «деньги» и показать всем новую схему «служение народу – власть». Влияние денег на служение и власть нужно было уменьшить. Эту задачу существующие руководящие группы в России, Украине и Беларуси не решили. Везде по факту состоялась схема «власть – деньги», народ в этой схеме оказался лишним потребителем и обузой. Союзные традиции законсервированы до тех пор, пока во власть идут за деньгами, с целью грабить население в рамках суверенных государств, а не за служением своему народу и улучшением его жизнедеятельности.

Отсутствие объединительных идей в Российско-Украинском-Белорусском пространстве можно компенсировать экосоциальными технологиями.

По профессору Чигиреву В.А., экосоциальная технология – это совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода для достижения поставленных социально-значимых целей.

Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) - анализ, обсуждение и оценка дискурсивных и поведенческих практик субъектов в различных аспектах жизнедеятельности. Его осуществляют  эксперты и граждане, с позиций следующих принципов.

 

 

Глобальный экологический принцип (ГЭП);

Глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП);

Правило «Три С» (3С).

Анализ, обсуждение и оценка дискурсивных и поведенческих практик субъектов в различных аспектах жизнедеятельности происходит  на некотором временном интервале в итеративном режиме при помощи определённого набора оценочных шкал:

шкала вреда;

шкала профессионального соответствия;

шкала должного поведения и другие.

Временной интервал задается обстановкой, корректируется степенью социального возмущения граждан.

При этом осуществляется визуализация  оценок и предпочтений экспертов и граждан  в открытых информационных  средах.  Это происходит до получения практически полезных результатов (решений), корректирующих социальные действия (поведение) оцениваемых субъектов.

 

Глобальный экологический принцип (ГЭП) – принимаемое большинством субъектом правило: не вреди окружающей среде, другим субъектам и самому себе.

Глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП) – принимаемое большинством людей правило поведения - вести себя нужно так, чтобы не вредить другим, среде обитания и себе.

Правило «Три С» (3С) - не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) не мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.

Экологический поведенческий императив - отражает нравственное правило «Три С»: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя (С1), соседей (С2), среды (С3) мыслью, словом, делом.  

Наши исследования показали, что для каждого гражданина России, Украины, Беларуси, для его нормального функционирования (в биологическом, физическом, соматическом, психическом, экономическом, социальном отношении) в первую в очередь нужно не причинять вреда другим (С2). Это важнейшая задача настоящего и будущего – сделать так, чтобы в  поведении каждого человека соблюдался экологический поведенческий императив. 

Экологический поведенческий императив обеспечивается запуском в социальную практику  разработанную Чигиревым В.А. и Юнацкевичем П.И. «блокирующую технологию», основу которой составляет дискурсивно-оценочный метод (ДОМ). В результате ее внедрения у каждого субъекта будут возникать различные динамические индексы, суммарно обеспечивающие мгновенное распознание этичности его поведения и обоснование выбора решения на взаимодействие  с таким субъектом.

Блокирующая технология позволяет регулировать внедрение новых технологий, и использование старых. Она может способствовать их запуску, распространению, или прекращать их внедрение. Блокирующая технология позволяет с этических позиций (не вредит ли это людям) закреплять экологические нормы поведения каждого субъекта.

Чтобы обеспечить союзный процесс, экология поведения (не вреди другим, среде обитания и себе) должна стать традиционной нормой. Это приведет к тому, что люди станут жить лучше благодаря эко-поведению и эко-управлению. Будет поддерживаться баланс справедливости для каждого человека в союзном пространстве.

 

Эко-поведение (экология поведения) – это поведение человека, которое исключает причинение вреда среде обитания, другим людям и самому себе.

Эко-управление (экология управления) – это управленческая деятельность человека, которая исключает причинение вреда среде обитания, другим людям и самому себе. 

 

Эко-поведение и эко-управление обеспечат нам союзный процесс и интеграцию с другими странами Евросоюза. 

Наиболее актуальными для граждан России, Украины, Беларуси стали личные вопросы выживания, установления справедливости по отношению к себе и своим делам.

Возникновение иерархий союзного проекта при таком социальном запросе не обеспечивает решение многих частных вопросов граждан. Также ситуация с COVID-19 сделала очевидной пустоту союзного процесса и интеграционных усилий между Россией, Украиной и Беларусью. Союзная конструкция - это достояние общественного сознания, она в первую очередь находится в сознании простых граждан. Когда граждане сталкиваются с фактическим отсутствием союзного государства, у них эта конструкция пропадает. COVID-19 и действия властей, отразившиеся на людях в ограничении их прав и свобод, экономического благополучия, полностью разрушили в их сознании идею существования союзного государства.

В этой связи проект «Российско-Украинский-Белорусский Союз» с 15 июля 2020 года закрыт. Сайт будет передан другой международной инициативе, направленной на решение актуальных вопросов для граждан из разных регионов мира.  

Социологический институт выражает благодарность всем исследователям, которые принимали участие в изучении и налаживании народно-дипломатических связей между Россией, Украиной и Беларусью. 

 

 

Поделиться в соц.сетях

© 2018-2023 Институт международной безопасности и информальной юстиции.

^ Наверх